15 июля 2016 года вступил в действие Федеральный закон N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой 3 июня 2016 г., в соответствии с которым свидетельства о государственной регистрации права на любые объекты недвижимости заменяются в момент регистрации выписками из Единого государственного реестра прав, иначе называемыми выписками о правах на объект недвижимого имущества. Подобные изменения внесли в преддверии вступления в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С момента отмены свидетельств выписка из ЕГРП не претерпела никаких статусных изменений. Она по-прежнему представляет собой документальное подтверждение органом Росреестра наличия на актуальную дату зарегистрированного права на конкретный объект недвижимости за конкретным лицом с указанием номера регистрационной записи. Как и свидетельство, выписка не имеет срока действия, т.е. является бессрочной. Данный вид оформления правоподтверждающего документа, исполненный не на специальном дорогостоящем бланке строгой отчетности, оснащенном водными знаками, не исключает и не заменяет собой правоподтверждающие документы, какими могут быть договоры купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о вступлении в права наследства и т.д.
Несмотря на то что при регистрации прав на недвижимость и сделок с ним Росреестр не будет выдавать бумажные свидетельства, процедура самой регистрации не изменилась. Новшества также не обязывают собственников в срочном порядке переоформлять старые документы. Полагаем, что изменения, внесенные Федеральным законом N 360-ФЗ, влекут как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсом, несомненно, является то, что будет исключена подделка свидетельств. Зачастую участники сделок с недвижимостью не удосуживаются проверить наличие прав на недвижимость у продавцов, предварительно заказав выписку из ЕГРП. Документы сдают на регистрацию, а в итоге получают отказ, так как лицо, назвавшееся собственником, оказывается мошенником. Теперь информацию можно проверить, сверив данные в свидетельстве, полученном до 15.07.2016, и выпиской из ЕГРП. Более того, выписка содержит более подробную информацию о недвижимости и актуальную на день выдачи выписки из ЕГРП.
Все документы по сделкам с недвижимостью теперь будут храниться в электронном виде, а в системе безопасности, как обещают, будут фиксировать даты выдачи выписок. При этом Росреестр не отказывается и от ведения архивов, поэтому даже в случае взлома электронной информационной базы сведения об объекте недвижимости можно будет восстановить по архивным документам.
Из минусов, пожалуй, можно выделить следующие моменты. Во-первых, выписка не всегда будет под рукой, как бумажное свидетельство, и для подтверждения прав ее нужно будет предварительно заказать. Сроки выдачи выписки - от 5 дней, а с учетом того, что заказать и получить выписку теперь можно через многофункциональные центры, срок выдачи выписок увеличивается на время пересылки выписки из Росреестра в МФЦ. Во-вторых, за получение выписки нужно будет заплатить государственную пошлину (с 2017 года она составляет 400 рублей для физических лиц и 1200 - для юридических лиц).
Бесплатно выписка из ЕГРП выдается только первый раз, после государственной регистрации прав. В-третьих, не исключены попытки взлома электронной системы. Несмотря на то что специалисты гарантируют безопасность системы, в случае, если такое произойдет, доказывать свои права на недвижимость придется, скорее всего, в суде, восстанавливая информацию при помощи архивов Росреестра и/или БТИ.
В эру новых технологий и ускорения процесса получения государственных услуг переход на более облегченный, в смысле затрат государства на оформление правоподтверждающих документов, способ вполне логичен и оправдан, ведь от наличия либо отсутствия дополнительных барьеров безопасности, к которым все так привыкли, сама регистрационная запись в общей федеральной базе Росреестра не пострадает. Ежедневно производится копирование на резервное устройство памяти собранной за этот день информации, которая помещается в специальное хранилище. Базы данных отдельного региона ежедневно проходят синхронизацию и выкладку в федеральную базу, которая также подвергается резервному копированию и хранению.
Заместитель начальника Территориального отдела
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области
@Н.В. Чаленко, тел. 8(86360)2-26-60