Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на основании документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – «Закон о регистрации») и носит заявительный характер.
В данной статье мы более подробно остановимся на требованиях к документам, представляемым на государственную регистрацию, которые установлены статьей 18 «Закона о регистрации». Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено «Законом о регистрации», не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие «Закона о регистрации» (31 января 1998г.) на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. В качестве оснований для государственной регистрации заявителем могут быть представлены: выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, а также декларация об объекте недвижимого имущества. Форма представляемой в соответствии со статьей 25.2 «Закона о регистрации» выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок установлена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/103 от 07.03.2012г.
Выписка должна содержать сведения о виде права, на котором гражданину принадлежит земельный участок, сведения об адресе, площади, категории земель, данного земельного участка, а также реквизиты похозяйственной книги, наименование органа, осуществляющего ведение похозяйственной книги, а также дату внесения записи о наличии у гражданина права на земельный участок. Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 «Закона о регистрации» декларации об объекте недвижимого имущества установлена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 447 от 03.11.2009г.
В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Следует учитывать, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено «Законом о регистрации», вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Хотелось бы обратить особое внимание, что не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Заместитель начальника Октябрьского отдела Е.В. Макарова