Одно из наиболее ярких изменений, регулирующих информационное обеспечение государственного контроля (надзора) – это создание мобильного приложения «Инспектор» (его использование предусмотрено, как контрольными (надзорными) органами, так и контролируемыми лицами (с помощью компьютерного устройства, мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) (ч. 1 п. 7 ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
Внесены изменения, регулирующие порядок и результаты проведения профилактических мероприятий:
- разрешено выдавать предписания после проведения профилактических мероприятий (ч. 4 ст. 44 Закона № 248-ФЗ);
- в предостережениях запрещено устанавливать сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (ч. 2 ст. 49 Закона № 248-ФЗ);
- контролируемому лицу предоставлена возможность осуществить самообследование на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" без идентификации пользователя (ч. 2 ст. 51 Закона № 248-ФЗ);
- декларация соблюдения обязательных требований теперь может быть аннулирована не только в рамках КНМ, но и после проведения профилактического визита (ч. 8 ст. 51 Закона № 248-ФЗ).
- профилактический визит может быть проведен также с помощью мобильного приложения «Инспектор» (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).
В законе теперь закреплены случаи, когда проведение профилактического визита является обязательным. Он проводится (новая ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ):
- в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска;
- в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, проводится не позднее шести месяцев с даты представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ч. 1 п. 2 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);
- при наступлении события, указанного в программе проверок, которая утверждается для проведения конкретного вида проверки, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок, то есть контрольный (надзорный) орган вправе провести обязательный профилактический визит вместо планового КНМ (только в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска и высокого риска).
- по поручению: Президента РФ; Председателя Правительства РФ или его заместителя; высшего должностного лица субъекта РФ.
Правительство России вправе установить иные случаи обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.
Отказаться от обязательного профилактического визита нельзя.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу (ч. 4 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ).
Уклонение от проведения обязательного профилактического визита является одним из новых оснований для проведения контрольно-надзорного мероприятия (ч. 1 п. 9 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
Профилактический визит можно инициировать самостоятельно.
Внесены изменения в виды, порядок и основания осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- Расширен список событий, при которых контрольно (надзорный) орган обязан принять решение о проведении КНМ (полный список изложен в ч. 2 п. 1-6 ст. 60 Закона № 248-ФЗ);
- Контрольный (надзорный) орган имеет право на повторное проведение КНМ, в период не позднее 3 месяцев с момента, когда его проведение оказалось невозможным (ч. 11 ст. 65 Закона № 248-ФЗ);
- Рейдовый осмотр, инспекционный визит могут быть проведены также с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ч. 1.1 ст. 71, ч. 2.1 ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
Такие контрольные действия, как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ч. 5 ст. 76, ч. 5 ст. 77, ч. 3 ст. 78, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 85 Закона № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ дополнен статьей 90.1, регламентирующей выдачу и содержание предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: предписание выдается в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения КНМ, профилактического визита или завершения КНД в рамках специального режима контроля (надзора) (ч. 1 ст. 90.1 Закона № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ дополнен статьей 90.2, определяющей новый вид документа «Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований», которое вправе заключить контролируемое лицо с контрольным (надзорным) органом по ходатайству (если выявлены нарушения обязательных требований и выдано предписание) (ч. 1 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).
При заключении Соглашения контролируемое лицо обязуется поэтапно устранять выявленные нарушения, при этом контрольно (надзорный) орган приостанавливает действие Предписания, осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом Соглашения и принимает меры административного реагирования (ч. 4 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ);
В случае непринятия контролируемым лицом достаточных действий по устранению нарушений Соглашение может быть признано неисполненным до дня истечения срока его исполнения (ч. 9 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).
Еще Трудовое законодательство
- Новое в проведении государственного контроля (надзора) 07.03.2025
- Основные изменения в трудовом законодательстве в 2024 году 06.03.2025
- О квотировании РМ для инвалидов 05.03.2025
- Изменения в Трудовом Кодексе РФ, других федеральных законах и подзаконных актах в 2024 году 04.03.2025
- Изменения в воинском и миграционном учёте, в Трудовом Кодексе РФ 03.03.2025
- Весь раздел